Ромфея (др.-греч. ῥομφαία, лат. rhomphaea,
rumpia) — использовавшийся древними фракийцами железный двуручный меч с
длинной рукоятью и однолезвийным, прямым или слегка изогнутым как у косы,
клинком. Ранние авторы определяли ромфею также в качестве копья, но сейчас
можно считать очевидным, что это был длинный режущий и колющий меч. Тем не
менее, эта точка зрения всё же оспаривается некоторыми историками, не
считающими ромфею мечом.
Считается, что этот вид оружия появился и развился во
Фракии, во второй половине первого тысячелетия до н. э., после ряда
изменений и нововведений. Согласно Колеву, местом изобретения и первоначального
использования являлась территория заселённая фракийским племенем Бессов,
практиковавших со времён ранней античности добычу руды и кузнечное ремесло.
Древковое оружие показано Тропеем Траани Метроп
По мнению Яна Хийта,
опирающегося на свидетельство Михаила Пселла, ромфея использовалась и народом
варягов, но это мнение является спорным, и вероятно является результатом
неправильного перевода с греческого.
В первых веках до нашей эры, слово ρομφαία в древнегреческом
стало нарицательным для всех одноручных и двуручных мечей, в таком значение оно
сохранилось и в раннехристанской литературе. Ромфея использовалась с
400 г. до н. э., до конца римской эпохи (как специфическое
оружие фракийских подразделений).
Ромфея являлась традиционным холодным оружием и важной
составной частью экипировки фракийских тяжёлых пехотинцев, однако возможно она
использовалась и всадниками. Меч можно было применять как для атаки, так и для
защиты, в связи с его способностью колоть и рубить. Источники сообщают, что
ромфея носилась со щитом и двумя дротиками, но во фракийских гробницах щиты не
обнаруживаются, а у воина имелся мощный доспех и шлем.
Если верить античным источникам, ромфею использовали
вместе со щитом наподобие копья, хотя это было неудобно и малофункционально. В
нападении она применялась как двуручный меч.
Все известные находки ромфей датируются периодом с
середины IV до начала III века до н. э.
Ромфея изготавливалась из многократно прокованного и
сложенного железа. Состоит из двух основных частей — клинка и длинной
рукояти без гарды. В основании клинка часто имелось кольцо, служащее для
подвешивания и ношения. Общая длина оружия составляет около 120—140 см или
больше, в зависимости от роста владельца, из них 40-60 см приходится на
рукоять. Несмотря на большую длину, оружие было достаточно лёгким для
использования одной рукой.
Рукоять длинная и тонкая, состоит из двух частей: нижней
и верхней. Нижняя состоит из дерева шириной около 2 см, скреплённая
железом, верхняя только из дерева покрытого кожей.
Длинный, однолезвийный клинок постепенно сужается к
острию, поперечное сечение треугольное. У одних образцов он почти прямой, у
других серповидно изогнутый. Обух часто декорирован.
Похожее на ромфею оружие, под названием фалькс, использовали
даки. Основное отличие заключалось в степени изгиба клинка: у ромфеи клинок
прямой или слегка изогнутый, у фалькса же сильно изогнутый.
Наиболее раннее упоминание ромфеи связано с битвой при
Гидаспе в 326 году до н. э., во время индийского похода Александра.
Римский историк Квинт Курций Руф в своей «Истории Александра Великого» описывал
как фракийская пехота эффективно отсекала большими мечами хоботы боевых слонов
царя Пора.
Следующим ромфею упомянул Тит Ливий, рассказывая о
сражении между римлянами и македонянами в 197 году до н. э.,
незадолго до битвы при Киноскефалах.
Потом Ливий упоминает, как в 172 году
до н. э., во время битвы при Каллинике фракийцы из армии Персея,
возглавляемые царём Котисом, атаковали ромфеями коней римлян.
Наиболее известное упоминание о ромфеях принадлежит
Плутарху, в связи с важным сражением при Пидне (168 год до н. э.). В
«Жизнеописании Эмилия Павла» он пишет:
В 52 году, Цицерон в своей судебной речи «В защиту
милосердия», упомянул, что Клодий был ранен в плечо «фракийским мечом румпия»
гладиатором по имени Бирия.
В произведении «Аттические ночи»
Авла Геллия, описано, что во время битвы при Магнезии, фракийские воины
вооружённые ромфеями охраняли римский обоз.
Ромфея также упоминается в оригинальном греческом тексте
Нового Завета, в «Евангелии от Луки, II, 35», хотя, как указывалось выше, в
данный период термин использовался фактически для обозначения мечей вообще. В
русском синодальном переводе в данном месте текста использовано слово оружие.
Мне лично Ромфея напоминает японский меч, только он
меньших размеров. Не находите сходство?