Translate

ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ

Страшное древнее оружие Ромфея.


Ромфея (др.-греч. ῥομφαία, лат. rhomphaea, rumpia) — использовавшийся древними фракийцами железный двуручный меч с длинной рукоятью и однолезвийным, прямым или слегка изогнутым как у косы, клинком. Ранние авторы определяли ромфею также в качестве копья, но сейчас можно считать очевидным, что это был длинный режущий и колющий меч. Тем не менее, эта точка зрения всё же оспаривается некоторыми историками, не считающими ромфею мечом.




Считается, что этот вид оружия появился и развился во Фракии, во второй половине первого тысячелетия до н. э., после ряда изменений и нововведений. Согласно Колеву, местом изобретения и первоначального использования являлась территория заселённая фракийским племенем Бессов, практиковавших со времён ранней античности добычу руды и кузнечное ремесло.



Древковое оружие показано Тропеем Траани Метроп

По мнению Яна Хийта, опирающегося на свидетельство Михаила Пселла, ромфея использовалась и народом варягов, но это мнение является спорным, и вероятно является результатом неправильного перевода с греческого.
В первых веках до нашей эры, слово ρομφαία в древнегреческом стало нарицательным для всех одноручных и двуручных мечей, в таком значение оно сохранилось и в раннехристанской литературе. Ромфея использовалась с 400 г. до н. э., до конца римской эпохи (как специфическое оружие фракийских подразделений).
Ромфея являлась традиционным холодным оружием и важной составной частью экипировки фракийских тяжёлых пехотинцев, однако возможно она использовалась и всадниками. Меч можно было применять как для атаки, так и для защиты, в связи с его способностью колоть и рубить. Источники сообщают, что ромфея носилась со щитом и двумя дротиками, но во фракийских гробницах щиты не обнаруживаются, а у воина имелся мощный доспех и шлем.



Если верить античным источникам, ромфею использовали вместе со щитом наподобие копья, хотя это было неудобно и малофункционально. В нападении она применялась как двуручный меч.
 


Все известные находки ромфей датируются периодом с середины IV до начала III века до н. э.
 


Ромфея изготавливалась из многократно прокованного и сложенного железа. Состоит из двух основных частей — клинка и длинной рукояти без гарды. В основании клинка часто имелось кольцо, служащее для подвешивания и ношения. Общая длина оружия составляет около 120—140 см или больше, в зависимости от роста владельца, из них 40-60 см приходится на рукоять. Несмотря на большую длину, оружие было достаточно лёгким для использования одной рукой.

 
Рукоять длинная и тонкая, состоит из двух частей: нижней и верхней. Нижняя состоит из дерева шириной около 2 см, скреплённая железом, верхняя только из дерева покрытого кожей.
Длинный, однолезвийный клинок постепенно сужается к острию, поперечное сечение треугольное. У одних образцов он почти прямой, у других серповидно изогнутый. Обух часто декорирован.
 


Похожее на ромфею оружие, под названием фалькс, использовали даки. Основное отличие заключалось в степени изгиба клинка: у ромфеи клинок прямой или слегка изогнутый, у фалькса же сильно изогнутый.
 





Наиболее раннее упоминание ромфеи связано с битвой при Гидаспе в 326 году до н. э., во время индийского похода Александра. Римский историк Квинт Курций Руф в своей «Истории Александра Великого» описывал как фракийская пехота эффективно отсекала большими мечами хоботы боевых слонов царя Пора.
Следующим ромфею упомянул Тит Ливий, рассказывая о сражении между римлянами и македонянами в 197 году до н. э., незадолго до битвы при Киноскефалах.
 

Потом Ливий упоминает, как в 172 году до н. э., во время битвы при Каллинике фракийцы из армии Персея, возглавляемые царём Котисом, атаковали ромфеями коней римлян.
Наиболее известное упоминание о ромфеях принадлежит Плутарху, в связи с важным сражением при Пидне (168 год до н. э.). В «Жизнеописании Эмилия Павла» он пишет:
В 52 году, Цицерон в своей судебной речи «В защиту милосердия», упомянул, что Клодий был ранен в плечо «фракийским мечом румпия» гладиатором по имени Бирия.
В произведении «Аттические ночи» Авла Геллия, описано, что во время битвы при Магнезии, фракийские воины вооружённые ромфеями охраняли римский обоз.
Ромфея также упоминается в оригинальном греческом тексте Нового Завета, в «Евангелии от Луки, II, 35», хотя, как указывалось выше, в данный период термин использовался фактически для обозначения мечей вообще. В русском синодальном переводе в данном месте текста использовано слово оружие.

Мне лично Ромфея напоминает японский меч, только он меньших размеров. Не находите сходство?